Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

Предупреждение нарушений прав ребенка в семье.

В периодическом докладе о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка сказано, что быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоев населения, испытывающих трудности в адаптации к новым социально-экономическим условиям, что в значительной части случаев ведет к дезорганизации семьи, росту насилия в семье, в том числе и в отношении детей, расширению масштабов девиантного поведения.

Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

  • защиту его от всех форм жестокого обращения;
  • права на охрану здоровья;
  • защиту его права на образование;
  • права на игру;
  • Права на сохранение своей индивидуальности.

Нарушения прав ребенка в семьях чаще всего связаны с применением унижающих его достоинство и наносящих ему физический ущерб наказаний, в том числе телесных.

Большинство родителей справедливо считают, что ударить ребенка - означает нарушить его права. Но все, же допускают по попе и даже использование ремня.

Многие родители понимают, что унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Ожидаемые последствия - неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки, подавление личности; родители опасаются, что ребенок вырастет озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм. Некоторые справедливо полагают, что такое обращение приведет к нарушению взаимоотношений ребенка с взрослыми - к неуважению унижающего, потере доверия.

Таким образом, основной вред, который наносит ребенку унижение его достоинства, большинство родителей видят в психологической травме. То есть, родители знают, какими последствиями чревато для ребенка унижение его достоинства. Но, к сожалению, большая часть родителей полностью поддерживает применение телесных наказаний, или считает их допустимыми в отдельных случаях.

Но только малая часть телесные и иные унижающие ребенка наказания не приемлет, ни при каких обстоятельствах. Они отдают предпочтение разъяснительной работе с детьми на основе взаимного уважения. Итак, даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства - распространенное явление. Но почему, же родители прибегают к всякого рода наказаниям? Наверное, так происходит потому, что:

- с ними аналогично поступали в их собственном детстве;

- родители не знают альтернативных методов воздействия;

- не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.

Бесконечные приказания, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания - все эти формы отражают отношение к ребенку всего лишь как к объекту воспитания. Методы субъективного отношения - доброжелательная критика, советы, утешение, обращение указания в шутку, выражение обиды - именно эти формы регулирования отношений можно рекомендовать родителям.

Родителей необходимо познакомить с тем, какова связь между характером дисциплинарных воздействий и детским характером.

Меры дисциплинарных воздействий делятся на три группы:

  1. Использование власти и принуждения, которое предполагает насилие. К этой группе относятся приказ, жесткий контроль, физические наказания.
  2. Индуктивные методы, предполагающие похвалу, обоснование выдвигаемых требований, объяснение ребенку последствия его действий и поступков.
  3. Лишение родительской любви - игнорирование ребенка, неприятие его, выражение разочарования его поведением; дошкольника наказывают тем, что перестают с ним разговаривать, его не замечают, говорят о нем в третьем лице.

В принципе, практически все родители осознают травмирующий характер наказаний, связанных с принуждением и насилием, но все же их используют. Необходимо установить в сознании родителей связь этих форм воздействия с конкретными чертами характера и особенностями поведения их собственного ребенка, которые их не устраивают. Некоторые родители часто используют методы третьей группы. Они считают их эффективными и психологически не травмирующими.

Однако у многих детей лишение родительской любви вызывает чувство собственной ненужности, одиночества, а у некоторых - ярость и агрессию.

Необходимо обучать родителей использовать именно индуктивные методы в управлении поведением ребенка. Одновременно ведется коррекционная работа с детьми, поскольку они привыкают к травмирующим способам общения с ними и иногда уже не воспринимают иных форм взаимодействия.

В этом случае может помочь игровая терапия - психолог выявляет проблемы и то, как ребенок реагирует на них. Затем следует корригирующая игровая терапия с элементами театрализации, чтобы ребенок на примере разыгрываемых сценок-ситуаций постигал новые для него способы поведения и разрешения конфликтов с взрослыми и сверстниками.

Десять заповедей родителей

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким. Как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не думай, что ребенок твой: он Божий.
  3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему: это необратимый закон благодарности.
  4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
  5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки.
  6. Не унижай!
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать чего-то для своего ребенка, мучь - если можешь и не делаешь.
  8. Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

Проблемы ранней беременности у подростков

     Ранняя беременность, согласно определению, наступает у девушки, не достигшей 18 лет, и поэтому ее часто называют подростковой. Но проблема ранней беременности в данном случае не социальная, ее суть не в том, что девушка не достигла совершеннолетия на момент зачатия ребенка, а в том, что ранняя беременность очень опасна как для неокрепшего организма девушки, так и для будущего ребенка.

     Нельзя точно определить возрастные рамки, когда ранняя беременность не является опасной, ведь организм молодых людей развивается с разной скоростью. Наибольшее количество случаев ранней беременности у подростков приходится на возраст 15-17 лет.

Какие опасности таит в себе ранняя беременность?

     Сразу успокою всех будущих молодых мам и бабушек: очень часто подростковая беременность заканчивается счастливо и для матери, и для малыша, и большую роль в этом играет наличие положительных эмоций в жизни беременной девушки. В моей практике был случай, когда 13-летняя школьница забеременела от 18-летнего парня. Роды прошли успешно, правда молодая семья скоро распалась, не выдержав проблем совместного быта, и такие случаи не редки. Вместе с тем медицинская статистика демонстрирует неутешительные данные о рисках для здоровья, связанных с ранней беременностью у подростков.

     Подростковая беременность, если девушка еще физиологически не готова к материнству, может привести к серьезным осложнениям во время вынашивания и рождения ребенка, При ранней беременности у подростков наблюдается высокий уровень смертности новорожденных во всем мире, высока вероятность смерти во время родов и для молодой мамы.

     Каждая девочка должна четко знать, что после появления у нее первой менструации она может забеременеть, причем беременность может наступить даже после однократного полового контакта.

     Чем моложе девушка, особенно если она младше 15 лет, тем выше риск для ее здоровья. В юном возрасте случаи неспособности женщины выносить ребенка фиксируются в 2,5 раза чаще, чем у взрослых женщин. Если девушке еще не исполнилось 14 лет, если риск, что ребенок родится слабым настолько, что погибнет в течение первых нескольких месяцев жизни. Часто у беременных девочек-подростков наблюдается сильный токсикоз, анемия, плацентарная недостаточность, угроза прерывания беременности.

     При подростковой беременности и мама, и малыш недополучают многие витамины и микроэлементы, которые необходимы для роста и развития организма. Как следствие, диагностируется нарушение строения костной ткани из-за недостатка кальция и железа для обоих растущих организмов. Причиной неврозов и частых обмороков является неустойчивость сердечно-сосудистой системы подростка, которая не справляется с нагрузкой.

     У слишком юных мам на 11% выше риск рождения ребенка с врожденными аномалиями физического и психического развития, к примеру, дети с диагнозом «олигофрения» у мам-подростков рождаются в пять раз чаще, чем у женщин старше 40 лет.

     При беременности у подростков часто случаются самопроизвольные выкидыши. Более того, чтобы скрыть свою беременность от знакомых и родителей, девочки порой прерывают беременность искусственно, с огромным риском для здоровья и жизни.

     Если девушка, сама или под давлением родителей, обстоятельств, решается сделать аборт, то в будущем она может так и не узнать, что такое счастье материнства. Принимая решения о сохранении или прерывании беременности у юной дочери, родители должны понимать, что раннее материнство гораздо лучше для их дочери, чем сожаления о бесплодии в будущем.

Психологическая проблема ранней беременности

 

Если девушка младше 15 лет, риск для ее здоровья при вынашивании ребенка высок


     Не менее важным аспектом нормального протекания ранней беременности являются решения психологических проблем у подростков. Узнав о беременности, молодые девушки пребывают в панике, испытывают шок. Обычной реакцией становится гнев, чувство вины, нежелание признать случившееся.

     Исследования ученых показали, что для хорошего протекания беременности важны три фактора:

  • хорошие отношения между родственниками, особенно у девочки с матерью;
  • отсутствие пессимизма, который плохо влияет даже на иммунитет девушки;
  • на будущую мать и ребенка отрицательно влияют повышенная тревожность, пассивный темперамент, отсутствие интеллектуальных усилий.

     Чтобы снизить страхи девушки, нейтрализовать их негативные последствия для развития плода и течения беременности, родителям следует уверить девушку, что она не останется одна, что рядом есть любящие люди. Молодые отцы, как правило, сразу перестают быть «крутыми» и предпочитают уйти в сторону.

Профилактика ранней беременности

     Возможно, вы будете удивлены, но многие современные подростки до сих пор имеют очень слабые представления о средствах контрацепции, и именно этот факт влечет за собой незапланированные беременности в раннем возрасте. Проблему лучше постараться предотвратить, чем бороться с ее последствиями. Сегодня в школах и медицинских учреждениях ведется активная пропаганда методов предотвращения незапланированной подростковой беременности.

     Для профилактики ранней беременности родителям в первую очередь необходимо иметь доверительные отношения со своими детьми, находить время, чтобы чаще разговаривать с ребенком, общаться с ним на «запретные» темы. Это следует понимать не только родителям девочек. Мальчики не меньше девочек нуждаются в таком общении, и особенно важная роль здесь отводится отцу. Если вы чувствуете, что не готовы к разговорам на интимные темы, можете дать почитать ребенку хорошую литературу. Используя полученные в семье знания о половом воспитании, после знакомства с методами контрацепции, девочки-подростки с большей вероятностью смогут защитить себя от нежелательной ранней беременности. К сожалению, никто не застрахован от криминальных случаев, таких как изнасилование, но дети должны быть проинформированы и об этой опасности тоже.

     Огромное значение имеет половое воспитание молодежи в школе, при этом важно не свести воспитание к чтению нудных, назидательных моралей. Подростки должны осознавать, что во взрослой жизни им придется научиться принимать решения, отвечать за последствия своих поступков.

     Девочка, начавшая половую жизнь, должна понимать, что в результате даже одного незащищенного полового акта возможно наступление беременности. Готова ли она к этому? Захочет ли она родить ребенка? Все эти вопросы девушка должна решить для себя еще до наступления близости. Очень важным моментом также является посещение врача, нужно с детства прививать ребенку бережное отношение к здоровью.

 

 Материал подготовила педагог-психолог БУ «МГДБ «Жемчужинка» ОМСП Н.А.Мельник

 

 

 

ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ПОДРОСТКОВ

 

«Поступки — плоды помыслов. Будут разумны помыслы — будут хорошие поступки».

Грасиа-и-Моралес Бальтасар

 

     Вредные привычки – это привычки, наносящие вред здоровью (есть много сладостей, долго сидеть у компьютера, читать лежа и др.)

     У каждого из нас есть вредные привычки, которые иной раз мы даже не замечаем. Кто–то  - любит грызть ногти, а кто-то накручивать волосы на палец, но есть и другие более серьезные вредные привычки, такие как курение, наркомания и алкоголизм. Избавиться от серьезных увлечений довольно сложно, если человек уже зависим от этого, но все же можно. Самое главное захотеть этого. Главным недостатком вредных привычек может стать нанесение вреда не только себе, но и другим людям.

           В условиях массового распространения вредных привычек среди детей и подростков в России создалась реальная угроза здоровью будущего поколения. Особенно губительно злоупотребление в молодежной среде – поражается и настоящее, и будущее общества.

Курение

Курение в среде подростков вызывает тревогу по нескольким причинам:

  • Те, кто начинает  ежедневно курить в подростковом возрасте, обычно курят всю жизнь. 
  • Курение повышает риск развития хронических заболеваний (заболевание сердца, рак легких и других органов, гангрена ног).
  • Хотя хронические заболевания, связанные с курением, обычно появляются только в зрелом возрасте, подростки – курильщики чаще страдают от кашля, одышки и других респираторных симптомов.

Вот некоторые причины курения подростков:

  • Подражание другим школьникам, взрослым;
  • Чувство новизны, интереса;
  • Желание казаться взрослыми, самостоятельными;
  • У девушек приобщение к курению часто связано с кокетством, стремлением оригинальности, желанием нравиться юношам.

В результате курения,  незаметно возникает привычка к табаку, к никотину. Никотин – является нейротропным ядом, действует на проведение и передачу нервного импульса нарушает действия центральной и периферической нервных систем. К нему привыкают, и без него становится трудно обходиться.

Подростки, в силу того, что мало заботятся о своем здоровье, не могут оценить всю тяжесть последствий от курения. Для школьника срок в 10 – 15 лет (когда появятся симптомы заболеваний) кажется чем-то очень далеким, и он живет сегодняшним днем, будучи уверенным, что бросит курить сможет в любой момент.
       При курении у подростков: 

  • сильно страдает память, снижается скорость заучивания и объём памяти;
  • замедляется реакция в движении, снижается мышечная сила;
  • под влиянием никотина ухудшается острота зрения, у курящего подростка  начинается мелькание и двоение в глазах, возникают от табачного дыма слезоточивость, покраснение и отёчность век, что приводит к хроническому воспалению зрительного нерва;
  • частое и систематическое курение у подростков истощает нервные клетки, вызывая преждевременное утомление;
  • никотин повышает внутриглазное давление. Прекращение курения в подростковом  возрасте является одним из факторов предотвращения такого грозного заболевания, как глаукома.
  • нарушается  нормальный режим труда и отдыха в силу желания закурить, появляющегося во время занятий, в этом случае внимание ученика полностью переключается на мысль о табаке;

Такова цена курения для подростков. И, к сожалению, в силу возрастных особенностей подростки не осознают до конца степень пагубных последствий курения табака.

Алкоголизация подростков

     Масштабы и темпы распространения алкоголизма в нашей стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи. Распространение алкоголизма в подростковой среде является одной из самых тревожных и опасных социальных проблем нашего времени. По статистическим данным, до 80% взрослых, больных алкоголизмом, начали злоупотреблять алкоголем именно в подростковом возрасте. Сегодня потребляют алкогольные напитки каждый третий школьник в средних классах и более половины в старших. По данным медико-социальных исследований, средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, а среди девочек — до 12,9 лет.

     В подростковом возрасте любой алкоголь, даже в очень малом количестве, наносит организму непоправимый вред. На несформировавшийся молодой организм он действует наиболее грубо, обязательно затрагивая личностные качества подростка. Среди специалистов в этой области сложилось единое мнение, что даже умеренный прием алкоголя в подростковом возрасте равносилен злоупотреблению спиртным.

Причины употребления алкоголя подростками:

  • подростковый алкоголизм начинается с семейных застолий; со стороны детского восприятия весь праздник строится вокруг водки или вина; ребенку кажется, что взрослые собрались вместе не ради общения, а ради того, чтобы выпить - это и есть ключевой момент в отношении будущего подростка к алкоголю.
  • сложнее ситуация с семьями, где детям легкомысленно дают попробовать пиво или сладкое вино, ребенок приучается к мысли, что это – вкусно;
  • следующей причиной является доступность и дешевизна спиртных напитков, яркие и красочные этикетки которых так и бросаются в глаза;
  • в подростковом возрасте к положительному восприятию алкоголя добавляется стремление подражать старшим; страх перед пьянством у подростков отсутствует, как и опыт употребления спиртного;
  • немалое значение в алкоголизме среди  молодежи имеет и подростковый конформизм – подражание другим подросткам в кругу своего общения
  • еще одна причина подросткового алкоголизма – безнадзорность и уличное воспитание

     Приобщенный к алкоголю подросток меняет свои привычки и ценности. Все свободное время он  проводит в кругу своих пьющих товарищей, за  слушаньем музыки и принятием спиртного.  
     Подростки просиживают в кафе и барах или бесцельно слоняются по улицам. Для саморазвития и интеллектуальных занятий у них нет ни желания, ни времени. Учеба и чтение книг воспринимаются такими подростками как ненужная и скучная обязанность.  По статистике, 50% пьющих подростков вообще не читают книги.

 При употреблении алкоголя  у подростков: 

  • развивается  цирроз печени, причем нарушения в работе печени и других внутренних органов у подростков могут развиться даже от чрезмерного  увлечения пивом;
  • возникают такие заболевания, как гепатит, панкреатит, нарушения работы сердца, заболевания эндокринной системы, легочные заболевания, проблемы с артериальным давлением, снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям, появляются нервные  и психические расстройства;
  • меняется характер, на первый план выходят грубость, вспыльчивость, безынициативность и внушаемость; Замкнутость и недоверчивость теперь их постоянные спутники;
  • возникают  трудности в прогнозировании событий, они  плохо реагирует на стимулы прошлого или будущего из-за невозможности отвлечься от сиюминутных побуждений; то есть, такие подростки живут одним днем.

     Несформированный организм подростка очень быстро привыкает к большим дозам спиртного. Поэтому существует высокий риск того, что подросток может пристраститься к алкоголю, если он часто пьет даже слабые алкогольные напитки. Опасность усиливается еще и легкомысленным  отношением к алкоголю. Многие подростки считают, что если пару раз в неделю выпить что-либо спиртное, то ничего не случится. Но риск существует, даже если несовершеннолетний выпивает три-четыре раза в месяц. Алкоголь разрушительно действует на мозг и нервную систему  молодых людей, замедляет и даже останавливает развитие их организма. Пьющим подросткам даже в трезвом состоянии сложно запоминать что-либо и логически мыслить. Их личность деградирует.

Наркомания

               Особую боль вызывает распространенность наркомании в подростковой среде. С каждым днем в процесс потребление наркотиков вовлекается все больше и больше молодых людей. Наркомания как социальное явление живет и развивается за счет вовлечения в процесс потребления наркотиков новых жертв.

Самыми высокими темпами развивается наркомания в молодежной среде. Приобщение к наркотикам начинается, как правило, в подростковом возрасте (13 лет).    

  Причины употребления наркотических веществ:

  • мода на наркотики и любопытство; особая опасность возникает тогда, когда наркотик, принятый из любопытства или от скуки, вызывает приятные ощущения. В результате у подростка возникает желание повторно испытать те же чувства;
  •  влияние группы ровесников, в которой царит наркоманский стиль жизни; причем в данном случае наркомания у молодежи становится приятной и легкой альтернативой школе и семье, где дела часто идут не так гладко;
  • большая опасность кроется еще и в том, что принятие наркотика как бы повышает ранг молодого человека среди товарищей, употребление наркотиков в молодежных кругах часто становится чем-то вроде попытки считаться взрослым человеком - эта причина является доминирующей в развитии наркомании среди молодежи.
  • неумение справляться с жизненными трудностями, можно назвать также одним из факторов подростковой наркомании; наркотик временно снимает психологическое напряжение, что дает подростку возможность отодвинуть непрятности и получить необходимую разрядку;

Последствия злоупотребления наркотиками обнаруживаются спустя 1-2 месяца. 

При употреблении наркотиков  у подростков: 

  • утрачивается интерес к учебе, появляются прогулы, исчезновения из дома на много часов или на несколько дней;
  • вслед за поведенческими появляются биологические признаки заболевания: раздражительность, конфликтность, колебания настроения – от беспричинно веселого до мрачного и злобного;
  • отмечается снижение интеллекта;

Что нужно делать, чтобы подросток не скатился надно, не превратился в алкоголика или наркомана?

Прежде всего, здесь важен личный пример:

  • что видит ребенок с детства;
  • как вы, ваши ближайшие родственники, друзья вашей семьи относитесь к курению, спиртному;
  • как у вас принято отмечать праздники.

 

Это ваше отношение к информации:

  • считаете курение не такой уж вредной привычкой;
  • если вы радостно смеетесь над шутками про наркоманов, гордитесь “подвигами”   
    наших пьяных соотечественников;
  •  хмыкаете, читая про цирроз печени, то чего вы хотите от подростка; Он будет точно так же относиться к данному вопросу, как и вы;
  • будьте осторожны в высказываниях, а еще лучше — пересмотрите свою концепцию жизни и поменяйте установки.

Задумайтесь:

  • все ли в порядке в вашей семье;
  • уютно ли себя в ней чувствует  ваш ребенок;
  • доверяете ли вы ему;

     Семейная профилактика вредных привычек у детей сводится, прежде всего, не столько к беседам об опасности одурманивающих веществ, сколько к формированию у них свойств и качеств, обеспечивающих успешную социальную адаптацию к окружающей среде.

     Может показаться, что, вступая в подростковый возраст, ребенок отдаляется от родителей и живет только своими интересами. Это не так! Семья была, есть и остается наиболее важным фактором, влияющим на его развитие, на формирование личности и мировоззрения. Именно в семье ребенок получает свой первый опыт социального взаимодействия, общаясь с родителями, с братьями и сестрами. Именно неблагоприятная семейная ситуация является источником множества конфликтов между родителями и ребенком в подростковом возрасте. Совместные праздники с участием детей ни в коем случае не должны превращаться в пьяные посиделки. Взрослый в состоянии опьянения, да еще близкий знакомый — совершенно недопустимое зрелище для ребенка, особенно если это отец или мать.
         Очень важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброжелательности, взаимоуважения, чтобы контроль со стороны родителей не был избыточным и не мешал развитию самостоятельности и ответственности детей.

   С подростками нельзя обращаться, как с детьми: они не терпят снисходительности и приказного тона. А вот дружеское общение, искренний интерес к делам и чувствам подростков помогут родителям установить с ними тесный контакт, наладить и укрепить отношения.

            Главное – ориентировать ребенка на здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни – это поведение, стиль жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, строить гармонично свои отношения с окружающим миром — важнейшая задача родителей.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодёжи. М., 1998. - 271 с.

2. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков/ Под ред. С. А. Белячевой.- М.: «Мысль», 1999. – 127с

3. Диагностика школьной дезадаптации, Под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной, М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2005. – 126 с.

4.  Касмынина Т. В. Влияние алкоголя на организм подростка. – М.: Просвещение, 2002. – 78 с.

 

Материал подготовила педагог-психолог БУ «МГДБ «Жемчужинка» ОМСП Н.А.Мельник 

 

 

 

Причины подросткового суицида: как спасти детей?

    

 

     Всегда шокируют новости о суициде детей: «10-летний мальчик повесился», «15-летние девочки спрыгнули с 24 этажа». Что толкает детей к такому поступку? В каких семьях они живут? Кто их учителя? Почему никто не увидел проблемы и не помог?

     Когда читаешь такие новости, кажется, что условия жизни ребенка невыносимы, однако, по статистике, большинство детей, решивших покончить с собой, из внешне благополучных семей, из обычных школ. То есть обычные дети, такие как все. Но статистика ужасающа: ежегодно в России совершается четыре тысячи попыток суицида подростков, и полторы тысячи из них заканчиваются смертью — в среднем почти 11 случаев ежедневно.

     В семьях кажется неэтичным, неловким и даже не нужным говорить с ребенком о смерти, но именно в подростковом возрасте дети начинают интересоваться этой темой — это их естественное любопытство взрослеющего человека: «Что это? Что будет потом?»

     И дети обращаются к друзьям и в интернет: создают сайты и группы в социальных сетях, где они обсуждают смерть, суицид, и, возможно, кто-то принимает свое последнее в жизни решение. Пропагандирующие суицид сайты открываются чаще, чем закрываются, и ребенка не уберечь от этой информации — от того или иного друга, на том или ином сайте он получит информацию, которую ищет. Здесь важно не оградить ребенка от этой темы, а научить правильно к ней относиться — этому могут и должны подготовить ребенка родители, учителя. Ребенок должен иметь возможность поговорить о смерти со своими родными людьми.

     Более того, родителям с ранних лет нужно говорить с ребенком о том, какие чувства испытывает человек: как положительные, так и негативные (страх, обида и т.д.). Ребенок должен понимать, что жизнь состоит не только из светлых и ярких тонов, и родители должны научить ребенка переживать негативные чувства и идти дальше: рассказывать о себе, своих проблемах в детстве, об отношениях со сверстниками и своими родителями. А у нас многие дети воспитываются в семье как главные члены семьи: зачастую в семье растет один ребенок, которому «все можно», для которого родителями, бабушками и дедушками созданы неестественные, идеальные условия жизни, и, когда он приходит на улицу и сталкивается с массовой школой, первыми трудностями и проблемами, он не знает, как себя вести. Мир кажется жестким и несправедливым.

  • При этом, по статистике, девочки более склонны к размышлению о самоубийстве и принимают большее число попыток, мальчики же «не ошибаются» — их попытки чаще имеют роковые последствия.

     Нужно дома с родителями и в школе с учителями проговаривать свои проблемы, искать выход из сложившейся ситуации: «Безвыходных ситуаций не бывает», — говорят взрослые, а дети задумываются о суициде, получив «двойку» или провалив экзамен. Мы, взрослые, сами запугиваем детей, предъявляем к ним завышенные требования, пытаемся реализовать свои родительские амбиции, считая, что наш ребенок «самый-самый», он должен быть лучше всех: хорошо учиться, не хулиганить, быть нашей гордостью. Тогда как ребенок должен знать: семья — это его дом, кров, здесь он защищен от всех бед, здесь его любят таким, каков он есть, безусловной любовью.

Причины суицида детей и подростков

     Считается, что подростковый возраст – самый сложный возраст ребенка: у подростков появляются проблемы, переживания, страхи, зачастую подростки испытывают хроническое одиночество. Однако в интернете описано множество случаев суицида детей более раннего возраста: с 8-10 лет, самый «опасный возраст» — 10-14 лет. Это говорит о том, профилактику суицида подростков нужно начинать с самого детства.

Что же приводит детей к мыслям о самоубийстве?

     Недостаток внимания и любви родителей — главная причина. Многие родители сегодня заняты на работе до позднего вечера, и, приходя домой, могут только накормить ребенка, приготовить ему вещи на завтра. В то время как с ребенком нужно разговаривать, спрашивать, как у него дела, рассказывать о себе и вместе проводить время: ужинать, гулять, что-то мастерить, готовить, да и просто смотреть фильмы, обсуждать их. Ребенок нуждается в родительском общении, и, если родители не имеют возможность проводить качественное время (совместная деятельность) с ребенком, этим «займется» кто-то другой: улица, плохая компания, интернет.

     Часто дети могут пугать родителей тем, что покончат с собой — это первый «звоночек». Недавно в Нижнем Новгороде девочка во время ссоры с отцом сказала, что выбросится из окна и ушла в свою комнату. Отец не придал значения этим словам, подумав, что дочка сказала это в шутку. Возможно, это было уже не первый раз. Через несколько минут она выпрыгнула из окна высотки.

  • Порой дети, привыкшие к компьютерным играм, в которых герой может "сохраниться" и появиться заново после уничтожения, не понимают, что в жизни — все по-другому, что возврата — нет.

     Если ваш ребенок тоже говорил вам об этом или намекал, он призывает вас помочь ему — он говорит, что у него есть проблемы и он хочет их решить. Если родители не могут оказать поддержку, то, значит, и никто не может. Также ребенок может просить побыть с ним, поговорить с ним, погулять, поиграть. Обязательно откликнитесь на эту просьбу, но не разово. Такая просьба, высказанная вслух, требует системы: меняйте свое отношение к ребенку, проводите с ним больше качественного времени, возможно, потребуется взять отпуск, сменить работу или изменить образ жизни.

     То же самое, если ребенок говорит, что вы его не любите. Что-то пошло в ваших отношениях не так, раз ребенок так говорит. И это не его, ребенка, вина, а взрослых. Хвалите ребенка, радуйтесь его успехам, интересуйтесь его жизнь, проводите время вместе. Такое может быть с рождением другого ребенка, когда родители в заботах «забывают» о старшем, когда родители слишком заняты своей личной жизнью, отправляют детей к бабушкам и дедушкам.

      Но не редко дети молчат: молча сидят в своей комнате, читают, рисуют, фотографируют, что-то смотрят в интернете и в один день без видимых на то причин, уходят из жизни. А родители знают истинные интересы и желания своих детей, ведущих уединенный образ жизни? Может быть, они испытывают проблемы в общении со сверстниками, их дразнят, недолюбливают, их что-то беспокоит (плохое самочувствие, болезни, страхи перед взрослением и физиологическими изменениями организма), не получается понять то, что проходят в школе и отсюда ощущение никчемности, ненужности, покинутости?!... Не часто ли в разговорах между собой взрослые обсуждают других детей или взрослых: о том, что могут быть счастливы и успешны только люди с высшим образованием, о том, что дочь коллеги такая молодец, потому что отлично играет на виолончели и уже выступает перед публикой, мама так стройно и спортивно выглядит, а дочь — дурнушка, не хочет сходить в магазин и купить «хорошую» одежду? Не обязательно говорить это ребенку, чтобы он понял, что в глазах родителей он никогда не будет хорошим, таким, каким бы они его хотели видеть.

     Все остальные причины (плохая успеваемость, неразделенная любовь, конфликт с учителем и т.д.) можно преодолеть, если ребенок знает, что дома его любят и ждут, и у него впереди светлое будущее. Полноценное общение с родителями научит быть уверенным в себе, относиться к происходящему с оптимизмом.

Что может помочь преодолеть суицидальные мысли у ребенка?

  • Любовь, забота, понимание и принятие родителей. Мало понимать ребенка, нужно принимать его точку зрения, его право быть самим собой и принимать самостоятельные решения. Ребенок — это не собственность, и родители  — не хозяева, чтобы диктовать поведение ребенка, принимать за него все решения и т.д. С детства постепенно нужно учить и давать ребенку больше самостоятельности, приучать нести ответственность.
  • Собственный пример. Родители, сталкиваясь с трудностями, должны быть бодрыми, оптимистичными, желающими справиться с любыми трудностями.
  •  ۩Литература, кино. Читая вместе с ребенком или рекомендуя ему те или иные книги или фильмы, вы можете помочь ребенку ориентироваться в этом мире: различать добро и зло, ценить жизнь, уметь понимать себя и других. Лучше читать те книги и смотреть те фильмы, где герои, сталкиваясь с трудностями, сохраняют бодрость духа, юмор, предпринимают попытки выхода из ситуации. Очень полезно обсуждать прочитанное и просмотренное вместе, за ужином, за вечерним чаем — пусть это будет доброй традицией.
  • Добрые дела. Ребенок не должен расти эгоистом, он должен понимать, что в мире есть те, кому может быть нужна его помощь. С раннего детства можно приучать ребенка кормить птиц, выносить дворовой собаке воду и косточки, ухаживать за домашними питомцами. Это поможет осознавать свою значимость, ребенок будет знать, что его забота кому-то нужна.
  • ֎ Спорт, музыка и другие увлечения. С детства нужно формировать и способствовать появлению у ребенка устойчивых интересов, новых знакомств. Расширяйте кругозор ребенка, посещайте выставки, музеи, экскурсии, смотрите разные передачи — в этом мире ребенок должен найти что-то для себя, то, что будет ему интересно, и то, что будет направлять его дальнейшую жизнь. Если не получилось с музыкой, попробуйте танцы, не получилось с танцами, запишись в бассейн, не вышло с бассейном — в археологический кружок.

     И нельзя не сказать о том, что в доме должна быть благоприятная для проживания обстановка: мир и лад в семье, своя комната или свой «угол» у ребенка, чистота и порядок. Ребенок должен полноценно питаться, соблюдать режим, полноценно отдыхать. Взрослые, живя подчас в бешеном темпе, забывают о необходимости этих простых условий развития ребенка.

Как нужно отвечать ребенку?

Фраза ребенка

"Правильный" ответ

НЕправильный ответ

Ненавижу учебу, класс…

Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?

Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй

Все кажется таким безнадежным…

Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь

Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе

Всем было бы лучше без меня!

Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит

Не говори глупостей, Давай поговорим о чем-нибудь другом

Вы не понимаете меня!

Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать

Я все прекрасно понимаю: это просто глупости

Я совершил ужасный поступок…

Давай сядем поговорим об этом

Что посеешь, то и пожнешь!

А если у меня не получится?

Если не получиться, мы подумаем как это сделать по-другому. Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное

Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!

     Кто бы вы ни были, учитель или родитель, всегда наблюдайте за ребенком: если он стал замыкаться, мало общается с друзьями, перестал рассказывать о себе, больше читает, куда-то ходит и задумчив — это повод узнать, что случилось. Это может быть признаком и попадания в дурную компанию или секту, и травли в школе, и наркомании, и, к сожалению, мыслей о самоубийстве.

Синдром Вертера

     Самоубийцы подвержены т.н. Синдрому Вертера: люди, склонные к самоубийству и раздумывающие о нем, слыша, в СМИ, что кто-то покончил с собой, также начинают предпринимать аналогичные попытки. Это научно подтвержденный факт, поэтому СМИ избегают лишний раз говорить о самоубийствах, а в СССР на эту тему существовало «табу» в сводках новостей. Оградите детей от упоминаний этой темы, не привлекайте к ней чрезмерного внимания, не описывайте способы самоубийства. Если вы вместе с ребенком услышали о самоубийстве в новостях, это лишний повод сказать, что все ситуации решаемы и высказать свою позицию. А если ребенок сам заговорил о таком случае, то, возможно, это тот же «звоночек», о котором мы писали выше.

Для педагогов

     Человеку всегда кажется, несчастье обойдет стороной именно его, но оно не спрашивает, когда и к кому приходить. Мы рекомендуем вам затронуть озвученную в этой статье тему на тематическом родительском собрании или на педагогическом совете. Мы знаем, что многие родители часто заняты, чтобы самостоятельно что-то читать и изучать, вы можете рассказать им о проблеме детского суицида и методах ее решения. Помните, что четыре тысячи детей в год предпринимают попытки суицида, это почти 11 детей в возрасте от 10 лет ежедневно! Возможно, мы сможем помочь кому-то из них.

Родителям

     Дорогие родители, если вы видите, что с вашим ребенком что-то не так, не доверяйтесь полностью на свою интуицию и интернет, обратитесь к специалистам: сходите к детскому психологу, расскажите свою ситуацию и подумайте вместе, что лучше предпринять. Жизнь в наше время давно перестала быть спокойной и размеренной, и даже дети нуждаются в психологической помощи все чаще и чаще. Это не выдумки ушлых «американцев», у каждого из которых есть личный психиатр: если в нашей семье проблемы, мы должны их решать всеми доступными методами.

     Дай Бог мы никогда не столкнёмся с тем, что описано в этой статье.

Источник таблицы: Т.В. Шептухина, http://pedsovet.su/load/48-1-0-7671

 

Материал подготовила педагог-психолог БУ «МГДБ Жемчужинка» ОМСП  Н.А.Мельник

 

 

.